Header image
line decor
РОССИЙСКИЙ ФОНД ЭНИО-ТЕХНОЛОГИЙ |
line decor
 

 

 

 

Что такое арттерапия и как лечит человека искусство, воздействуя на его душу. С  Б.И.Голдовским беседует журналист Елена Егорова.

Искусство начинается тогда,
Когда, сюжет задумав, замираешь,
Придя в восторг от мудрости Творца,
Всего себя в мгновенье растворяешь
Так, что начала нет и нет конца.
                                   Б. Голдовский

 

Е. Е. Что такое арттерапия?

Б. Г. Сложное слово арттерапия состоит из двух слов: искусство (art в переводе с английского – искусство) и терапия (лечение). Искусство обладает необычайно большим количеством способов воздействия на человеческую душу. В конечном итоге, всякий вид искусства, хотя бы в какой-то своей части, должен быть психотерапией. Искусство призвано воздействовать на нашу душу, затрагивать душу, направлять ее к лучшему, оно помогает человеку избавляться от каких-либо недостатков, направляет его на что-то светлое и благородное.

Е. Е. Что дает для души, например, сопереживание литературным героям при чтении художественной литературы?

Б. Г. Понимание себя. Сопереживание всегда повышает нашу культуру чувствования. «Задуматься – это стать равным» – сказал мудрец. Сонастройка с переживаниями главных героев, например, литературного произведения дает нам необходимый тренинг чувств, повышает культуру чувств, с помощью чего развивается наша мудрость. Именно мудрость, а не интеллект, являющийся просто набором выученных правил на все случаи жизни. Мудрость же является инструментом правильной обработки всего накопленного человеком богатства знаний. Какая-то часть нашей жизни может быть хороша, какая-то – плоха, но ни одна часть нашей жизни не играет той важной роли, пока системно не будет исследована нами. Дело в том, что все зависит от того, как настроена душа, ради чего делаются те или иные поступки.
Сила психотерапевтического воздействия состоит в том, что оно затрагивает всего человека, каждый его орган.  Большинство заболеваний, согласно медицинской статистике, относится к так называемому психосоматическому ряду – то есть в основе заболевания зачастую лежит какой-то душевный конфликт: обида, оскорбление, грубость, пренебрежение и т. п.  Искусство, если оно действительно затрагивает душу и направлено на доброе, возвышенное, оказывает мощное психотерапевтическое воздействие и, безусловно, лечит.

Е. Е. Что можно сказать о механизме лечебного воздействия живописи?

Б. Г.  Если взять картину живописца, то парапсихолог, человек, знакомый с биоэнергетикой, скажет, что данная картина обладает таким-то полем или несет такую-то энергетику. На самом деле энергетика картины проявляется во взаимодействии со зрителем,  затрагивая какие-то очень тонкие его структуры через наличие значимых для человека символов. Известно, что существуют определенные архетипические символы, которые  одинаково действуют на большие группы людей. Таким образом, когда мы смотрим на определенные знаки, символы у всех нас рождаются примерно одинаковые ощущения.

В связи с этим вспоминаются интересные задания, которые давал замечательный ученый В. В. Налимов, долгие годы заведовавший кафедрой информатики МГУ. Давалось задание нарисовать (кто как может) свои ощущения на какие-то определенные, достаточно абстрактные слова-символы, например, на слово свобода. Так вот на слово свобода было сдано более 50 работ, выполненных разными материалами и в разной технике. У одного свобода ассоциировалась с изображенной им ракетой, у другого – с ангелом. Однако общий взгляд на все эти рисунки, выставленные вместе, приводил в изумление зрителей. Дело в том, что, независимо от сюжета, композиционно эти работы были практически идентичны: там, где у ракеты были нарисованы стабилизаторы, у ангела – крылья и т. п.

Когда человек рассматривает картину, происходит его настройка на картину, он освобождается от лишних, ненужных мыслей. Так,  почти невозможно представить себе, что стоя рядом с «Джокондой», человек думает о том, выключил ли он дома утюг. «Джоконда» просто поглощает все внимание, а с точки зрения психотерапии, дает максимальный настрой, предельную концентрацию внимания. Подобно тому как, настраивая приемник на нужную станцию, мы  «отстраиваем» его от мешающего действия соседних станций, так и человек, глядя на картину, настраивается на нее: на композицию картины,  на ее цветовое решение, на ее формы и содержание.

В построении любой картины (как талантливой, так и бесталанной) обязательно присутствуют принципы, которые биологически активны для нашего организма.

Е. Е. Вы говорите об энергии взаимодействия зрителя с картиной. Однако я сама не раз была свидетелем того, как Вы определяли рамкой поля картин. Что же измеряется рамкой?

Б. Г. Совершенно верно, определял. Мера формализованного поля и является энергетикой картины, однако правильнее говорить об энергоинформационном поле. С точки зрения физиологии, воздействие одних картин может быть связано с урежением частоты сердечных сокращений, то есть человек как бы расслабляется, умиротворяется под их воздействием.  Другие картины, наоборот, возбуждают, повышают частоту сердечных сокращений, причем иногда достаточно резко. Поэтому одним людям комфортней у одних картин, чем у других картин.

Важно, что воздействие картины оказывает системное воздействие. Привлечь может любое яркое пятно, однако если нет системного воздействия картины, то человек так же легко от этого яркого пятна отвернется, как от яркого полиэтиленового пакета на белом снегу – естественно этот пакет вначале привлечет взгляд, но затем человек тут же с отвращением отвернется от него.

Рамкой я измеряю уровень энергоинформационного воздействия предмета, в данном случае картины, скульптуры.

Е. Е. Однако, как известно, одному человеку нравится одно, другому – другое.

Б. Г. Картина может нравиться или не нравиться, а воздействие ее все равно обязательно присутствует, причем именно потому, что она нравится или не нравится. Там где абсолютное безразличие, там нет и воздействия.

Е. Е. Какая же может быть терапия, если картина не нравится?

Б. Г. Терапия или не терапия зависит от художника, от самого произведения: наполнено ли оно терапевтическими моментами. Человек, создавая произведение искусства (не важно, в какой области),  обязательно определенным образом концентрируется, определенным образом настраивается на его создание. Об этом очень хорошо говорить, опираясь на иконопись.

Е. Е. Иконопись особенно интересна тем, что, следуя определенным канонам создания, икона всегда воздействует на смотрящего на нее человека.

Б. Г. Что такое каноны с точки зрения физиологии, с точки зрения архетипов? Конечно, не хочется упрощать сакральные вещи, однако попытаемся приблизиться к пониманию одной из причин несомненного воздействия икон на человека. Одна из этих причин – широкое использование так называемого золотого сечения в иконописи.

Золотое сечение: это соотношение 1 к 1,618. Этому золотому сечению в природе подчинено практически всё: внутренние и внешние пропорции организма, архитектура базируется на этом золотом сечении. Все что нам нравится, это, как правило, пропорции, расположенные ближе к золотому сечению: для нас человек воспринимается особенно хорошо сложенным, гармоничным, когда его длина ног относится к длине туловища, как 1 к 1,618.  Бывает, что и толстый человек гармонично смотрится, если его длина ног, длина туловища, ширина туловища создают гармонию. Если посчитать по золотому сечению, то окажется, что объем животика полного человека к длине ног или к ширине шеи будет срабатывать – будет соотноситься как 1 к 1,618.

В некоторых иконах, как замечено, соотношение размера лика к размеру тела или к размеру формата иконы является соотношением золотого сечения.

Золотое сечение еще интересно тем, что можно на его основе составить математический ряд, каждый член которого отличается от предыдущего в 1, 618 раз. Например, в середине ряда поставим единицу, каждый последующий член ряда, находящийся вправо от 1 получаем умножением на 1, 618, а каждый член ряда, находящийся влево – делением на 1, 618. Получаем бесконечный ряд Фибоначчи. Так вот все цифры, входящие в этот ряд, являются целебными и гармонизирующими. Интересно, что с ростом номера члена ряда, как вправо, так и влево от 1, мощность его информационного воздействия становится все больше. Само золотое сечение воспринимается как красота, совершенство, чем же дальше в ряду от этого золотого сечения, тем  воздействие члена ряда менее заметно на глаз, но более эффективно для души. Иногда говорят про человека, что он вроде и некрасив, а вот есть какая-то изюминка. Зачастую эта изюминка и является проявлением золотого сечения дальнего члена ряда Фибоначчи.
Таким образом, великое золотое сечение проходит конвой через всю природу и является одним из факторов энергоинформационного воздействия искусства на человека.

Е. Е. Известно, что искусством можно лечиться, не только смотря на произведения искусства, но и создавая их или участвуя в их создании. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Б. Г. Искусство лечит двояко. С одной стороны лечит само созерцание произведения искусства. С другой стороны, при создании произведения искусства оно направляет душу автора в сторону гармонизации и излечения души. В свое время скульптор, психотерапевт Назлоян создал метод пситерапевтического лечения тяжелых больных с психическими заболеваниями  через лепку скульптурного изображения лица больного. Назлоян лепил из пластелина голову пациента, который в процессе сеанса плакал, смеялся, и в этом процессе через взаимотрансформацию происходило излечение больного.  

Е. Е. Мне рассказывла детский психолог И. Е. Зубова, что эффективный метод лечения ребенка, страдающего страхами, - попросить его нарисовать свой страх.

Б. Г. Правильно, этот метод идет еще от Рудольфа Штайнера, который  в конце 19 века одним из первых предложил арттерапию через рисунок, особенно детский. Путем анализа детского рисунка:  его сюжета и композиции, характера линий рисунка, а также цветов палитры, которые ребенок особенно любит или, наоборот, избегает использовать, делал выводы о душевных проблемах ребенка.

Е. Е. Ваша жена  - художница Ирина Быкова,  работает в уникальной технике: создает картины из натурального речного и морского песка. Чем привлек ее внимание именно песок?

Б. Г. Речной и морской песок состоит не менее чем на 50% из кварца, который обладает удивительным свойством –  пьезоэлектрическим эффектом. Кварц, запоминая происходящие рядом с ним электрические процессы, преобразует их в механические, а затем опять в электрические постоянно подстраивается под исполнителя картины и передает состояние художника наиболее адекватно.

В заключение хочу подчеркнуть, что и картина (скульптура или какое-либо другое произведение искусства) делается человеком, но и человек делается искусством, например, картиной. Недавно мне показывал свои фотографии, начиная с детских, крупный ныне художник весьма солидного возраста Лев Богомолец.  По этим фотографиям видно как со временем облагораживался его внешний вид: он создавал картины, а они облагораживали его и двигали в личностном плане дальше.

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС
Мастер-класс представляет собой вариант практических занятий с группой по теме «Реинкарнационная медитация» и является фрагментом общего интенсивного авторского курса «Культура психической деятельности». Много лет этот курс преподавался в России и... подробнее

ЭНИО-ЭКСПЕРТИЗА
Сотню лет назад было сказано: информация правит миром. Это особенно верно сегодня, ведь оттого, как человек владеет информацией, как на ее основе принимает решения, зави­сит судьба очень многих....
подробнее

АРТТЕРАПИЯ
Искусство обладает необычайно большим количеством способов воздействия на... подробнее.

line decor
MSB-DESIGN - 2008
line decor