Header image
line decor
РОССИЙСКИЙ ФОНД ЭНИО-ТЕХНОЛОГИЙ |
line decor
 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА МЫСЛЕЙ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ МЫСЛЕЙ

 Борис Иосифович Голдовский рассказывает о том, насколько важно для нашего здоровья периодически очищать свои мысли и как это можно сделать с помощью несложных психотехник. С  Б. И. Голдовским беседует журналист Елена Егорова.

 Е. Е. Для чего нам нужно проводить генеральную уборку нашего жилища понятно всем. А вот зачем нам нужна генеральная уборка наших мыслей и чем нам вредит известная многим не понаслышке «мысленная жвачка», когда мысли, помимо нашей воли, все время крутятся вокруг одного и того же, как правило, неприятного события?

Б. Г. Все наши недуги – это, суть, психосоматические заболевания, то есть от неверных мыслей страдает наше тело. Поэтому всякие навязчивые состояния, которые мы накапливаем в процессе нашей жизнедеятельности, зачастую не разгружая психику и не проводя «генеральных уборок» своих мыслей, засоряют и ухудшают здоровье. Этим и объясняется появление с возрастом, как правило,  все большего числа болезней – если, конечно, не проводить профилактику. Вот этой профилактикой – «уборкой» мыслей – давайте и займемся.

Е. Е. То есть обиды, накапливающиеся в процессе жизни в нашем мозгу, нужно мысленно сжигать или каким-то иным образом освобождаться от них, если мы хотим сохранить свое здоровье на долгие годы?

Б. Г. Конечно, нужно сжигать ненужные мысли, проводить определенную психогигиену. Точно так же как мы периодически смываем в бане накопившуюся на теле грязь, нужно периодически  очищать и свои мысли. Мы сжигаем старую листву, также нужно сжигать и старые, отжившие мысли, которые уже не приносят пользу, а также неправильные обиды, которые мы восприняли как обиды, но это вовсе не значит, что нас действительно хотели обидеть.

Однако нередко человек сам себе внушает обстоятельства и под грузом этих обстоятельств воспринимает мир. В связи с этим вспоминается известный анекдот:

  1. Джон, это ты в шутку или всерьез.
  2. Всерьез, Том.
  3. А-а, смотри, а то я таких шуток не терплю.

Часто человек обижается на своего собеседника, который вовсе не собирался  его обижать. Профилактикой в этом случае может явиться как личная беседа (выяснение, что же собеседник, собственно, имел в виду), так и «беседа» с самим собой, в процессе которой нужно выяснить у себя самого, правильно ли вы восприняли травмирующий вас разговор.

С другой стороны, может быть, жизнь преподнесла нам урок, сказав устами какого-либо человека то, что мы непременно должны были узнать о себе. В этом случае поможет конструктивное, продуктивное обдумывание своей жизни, своих поступков.

Е. Е. Наверное, непродуктивные, да к тому же еще и негативные мысли, забирают у нас энергию, а наша энергия конечна, так же как конечно все что мы имеем, так же как конечна и сама наша жизнь? Получается, что мы не на то, что нужно, тратим отпущенную нам энергию?

Б. Г. Несомненно, это так. Понятие энергии очень интересно и многое объясняет, но пока еще не всеми воспринимается адекватно. Многие люди привыкли к понятию энергия пищи, понятие энергия дыхания для них является уже более сложным понятием, а энергия мысли – просто запредельным. Однако почувствовать энергию мысли, энергию слова может практически каждый, поставив небольшой, простой эксперимент. Например, несколько раз мысленно скажите слово «лимон», ярко представьте себе этот красивый, желтый плод и прочувствуйте, как ваш организм мгновенно откликается сглатыванием слюны на слово «лимон». Это происходит потому, что образ лимона связан с такими физиологическими проявлениями.  Теперь ярко представьте себе слово «солнце» -  и сразу пойдет энергия в ваш организм, а капилляры мгновенно ответят на этот образ своим расширением. Стоя перед зеркалом, наблюдательный человек заметит, что стоит ярко представить себе солнце и  несколько раз произнести слова «солнце», «яркое, жгучее солнце», как щеки наполняются румянцем. Можно почувствовать, что носогубный треугольник, который проецирует у нас на лице состояние сердечно-сосудистой системы, теплеет, наполняясь кровью, - таким образом, только мысль о солнце, представление его в своем воображении уже оказывает помощь сердцу.

Роль слова громадна. Примером тому может служить Георгий Сытин, который  был тяжело ранен во время войны и затем демобилизован из армии как инвалид. Однако Г. Сытин сумел вылечить себя сам, выработав лечебные тексты (настрои) с целенаправленным воздействием на восстановление памяти, силы мышц, работоспособности.

Е. Е. Ему, образно говоря, приведение в порядок своих мыслей помогло встать с больничной койки, преодолеть инвалидность, вернуться в строй в прямом смысле этого слова (ведь в дальнейшем он был признан медицинской комиссией годным к строевой службе без ограничений).

Б. Г. Это так, однако ключевое в Вашей фразе – «образно говоря». Дело в том, что говорить всегда целесообразно  образно, если, конечно, мы направлены на что-либо позитивное. Если же мы будем образно говорить о чем-то негативном, то этим его только усилим, что нам ни с какой стороны не полезно. Если на себя примерять негатив, то это бестолково, так как зачем же себя калечить. Если примерять на кого-то другого, то нужно знать, что негатив, равно как и позитив, всегда возвращается к пославшему его человеку. Это закон.

Итак, никогда не надо негатив продуцировать. К счастью, существует мало людей, которые специально продуцируют негатив на других, но, к сожалению, очень многие по не знанию, не умению, не воспитанности генерируют негатив на себя, раздувая какие-то конфликты, многократно пережевывая какой-нибудь факт своей биографии, который травмирует душу и закрепляет болезнь. Например, человек с гордостью говорит родственнику: «Ты же знаешь, что у меня колит», да еще повторит это несколько раз, тем самым только закрепляя этот малоприятный диагноз. Знание диагноза важно для врача и для выработки наиболее эффективного способа лечения, но никак не для того, чтобы носить этот диагноз, как медаль. Далеко не все заболевания легко и быстро лечатся, но это не говорит о том, что попытки лечения нужно отбрасывать и с гордостью нести знамя болезни. Нужно понять, что, рассказывая и пересказывая свои болезни, мы только закрепляем их.

Все главные религии мира имеют  в себе специальные «психотерапевтические» дни для приведения своих мыслей в порядок, например, в прощеное воскресенье  мы договариваемся с собой, со своей душой, со своей совестью простить незаслуженные, как мы считаем обиды. И это бесконечно мудро.

Е. Е. Какие психотехники Вы можете рекомендовать для очищения мыслей?

Б. Г. В этом поможет состояние мысленного молчания, или интеллектуального покоя.
Нередко, когда мы переживаем какие-либо неприятные события, наши мысли автоматически возвращаются к ним. Мы просто не можем не думать о волнующих нас вещах, а, непрестанно возвращаясь к ним в своих мыслях, мы вновь и вновь переживаем эти неприятные события. Причем в этом случае переживания не затухают, а иногда они даже усиливаются. Безусловно, это отрицательно сказывается на нашем здоровье.

Как же разорвать порочный круг и отключиться от навязчивых мыслей? Для того чтобы прекратить переживать, нам нужно остановить свое мышление и дать себе умственный отдых.

Психические мыслительные процессы могут протекать автоматически, непроизвольно, а могут контролироваться сознанием и управляться волей человека. Процесс мышления отражается в нашем сознании внутренним голосом, или внутренней речью, которая чаще всего носит непроизвольный характер и отражает умственные процессы, которые происходят в подсознании. Непроизвольное мышление строится в виде отдельных слов, фраз и образов, которые возникают в нашем мозгу в ответ на все, что происходит во внешнем мире или в нашем внутреннем мире. Таким образом, автоматическое, непроизвольное мышление представляет собой отражение с помощью слов и образов всего того, что мы видим или переживаем в данный момент. Волевое, произвольное мышление  также отражается внутренней речью, однако оно включает в себя процесс осмысления; часто волевое мышление осуществляется в форме диалога между различными «я», которые составляют нашу личность.

Поскольку как непроизвольное, так и волевое мышление осуществляется с помощью внутренней речи, они нередко конкурируют друг с другом, причем чаще всего непроизвольное мышление мешает произвольному, сбивая его. Для повышения эффективности волевого мышления, для облегчения и улучшения философского мышления рекомендуется выключать из зоны сознания непроизвольное мышление. Это значит, что нужно научиться мысленному покою, другим словами, овладеть состоянием безмыслия, или интеллектуального нуля.

Итак, овладеть состоянием безмыслия необходимо для того, чтобы

  1. отключиться от навязчивых мыслей, разрушающих наше здоровье;
  2. развить философское мышление, обогащающее личность;
  3. научиться достигать состояния освобождения от забот жизни, давая отдых душе. 

Приведу упражнения, текст которых лучше предварительно записать на магнитофонную пленку, которую прослушивайте при выполнении упражнений.

Е. Е. Какие преимущества у такого варианта выполнения упражнений?

Б. Г. Выполняя упражнения и на релаксацию тела, и на релаксацию мысли целесообразно отключить в себе «внутреннего критика», который постоянно присутствует и при чтении, и при воспоминании, а когда мы что-то слушаем, в частности  прослушиваем магнитофонную запись, эта внутренняя критика отключается – и мы просто делаем то, что слышим.

Предварительно ознакомьтесь с текстом упражнений, прочувствуйте каждое из них на себе, а затем запишите текст на магнитофон для того, чтобы включать эту запись в дальнейшем при выполнении  упражнений. Важно то, что записанный на магнитофон текст позволит вам далее не уделять специального внимания для запоминания порядка организации и проведения упражнения и даст возможность полностью погрузиться в свой внутренний мир. Более того, ваш голос или голос вашего друга (необходимое условие – его голос должен быть вам приятен) может служить дополнительным положительным фактором в достижении успеха при выполнении упражнений.

Упражнение 1

Остановка  внутренней речи путем фиксации на слове.
Удобно сядьте и расслабьтесь.
Закройте глаза.
Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях.
Почувствуйте удовольствие от отдыхающего тела.
Сосредоточьте все внимание на своей внутренней речи.
Остановитесь на каком-нибудь слове и задержитесь на нем.
Повторите про себя этого слово несколько раз.
Почувствуйте, что поток внутренней речи как бы захлебнулся, остановился.
Представьте себе  это слово, написанным на стекле. 
Мысленно сотрите это слово тряпкой и почувствуйте, как оно исчезает из ваших мыслей, как в вашей голове возникает пустота.
Это очень приятное чувство.
Прочувствуйте его.

Е. Е. В этом упражнении Вы рекомендуете представить себе написанным слово, на котором как бы захлебнулся поток речи, а затем стереть его. А может быть, его сжечь в своих мыслях?

Б. Г. Можно и так. Надо сказать, что творчество и изобретательность здесь весьма кстати. Можно это слово представить себе написанным не на стекле, а на листке бумаге, а затем этот листок сжечь в своих мыслях. Можете какой-то короткий негатив записать на лепестке розы, а затем засушить его, превратить в труху и рассеять на ветру. Можете написать это слово духами и высохнув, оно исчезнет, какое-то время оставляя аромат духов, но вскоре испариться и он.

Е. Е. Какие еще упражнения помогут убрать ненужные, навязчивые мысли, достичь состояния безмыслия?

 

Упражнение 2

Остановка внутренней речи путем переключения на  образное мышление.
Сядьте, примите удобную позу.
Закройте глаза и расслабьтесь.
Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях и получите удовольствие от отдыхающего тела.
Сосредоточьтесь на потоке своей внутренней речи.
Остановите свое внимание на каком-либо одном слове и задержите словесный поток.
Постарайтесь превратить это слово в соответствующий ему образ.
Все последующие слова, которые будут возникать в вашем сознании, превращайте в соответствующие образы.
Постепенно со словесного мышления вы перейдете на образное.
Когда вам это удастся, начните регулировать поток возникающих образов.
Постепенно упрощайте эти образы.
Вначале возникающие образы достаточно детализированы.
Постепенно вы отбрасываете деталь за деталью, пока образ из сложного не станет совсем примитивным, пока он не станет просто световым пятном.
Представляя образы в своем воображении, вы постоянно движетесь от конкретного к абстрактному.
Закончите упражнение, представив себе однотонное поле лазурного или салатного цвета.
Этот фон вам очень приятен.

 

Упражнение 3
Остановка внутренней речи путем расслабления языка и гортани.
Удобно сядьте, закройте глаза и расслабьтесь.
Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях.
Почувствуйте удовольствие от отдыхающего тела.
Теперь сосредоточьте внимание на внутренней речи.
Понаблюдайте как бы со стороны за своей непрерывной «мозговой болтовней».
Одновременно перенесите внимание на мышцы лица и постарайтесь расслабить их с помощью мысленного самомассажа.
Расслабьте лоб, веки, нос, губы, подбородок.
Почувствуйте, что успокоение мышц лица уменьшило интенсивность «мозговой болтовни».
Теперь сосредоточьте внимание на своем языке.
Следует знать, что наша внутренняя речь тесно связана с активностью языка и голосовых связок.
Если их расслабить, то внутреннее проговаривание слов во многом утратит свою опору в организме и его будет  легко остановить.
Итак, вы сосредоточились на языке.
Мысленно промассируйте язык и успокойте его.
Вообразите свой язык чужим и неповоротливым.
Прочувствуйте это.
Обратите внимание на то, что ваши мысли значительно замедлились, вам стало значительно труднее думать.
Перенесите свое внимание на голосовые связки и прочувствуйте их.
Вообразите и постарайтесь прочувствовать, что ваши голосовые связки расслабились и свободно повисли над гортанью.
Ваша внутренняя речь полностью остановилась.
Возникло состояние полного безмыслия.
Вам очень приятно это состояние безмыслия.

Упражнение 4

Остановка внутренней речи путем созерцания пламени свечи.
Создайте в комнате уютный полумрак: выключите свет, задерните шторы.
Поставьте в подсвечник свечу и зажгите ее.
Установите свечу на расстоянии одного метра от своего кресла или шезлонга, желательно  на уровне глаз.
Теперь удобно сядьте, закройте глаза и расслабьтесь.
Сосредоточьтесь на своих внутренних ощущениях.
Почувствуйте удовольствие от своего отдыхающего тела.
Немного приоткройте глаза и свободно, без напряжения начинайте созерцать пламя свечи.
Обратите внимание, как золотой ореол вокруг пламени начинает изменять свои размеры.
Он все время пульсирует; он то уменьшается, то увеличивается.
Эта пульсация постепенно блокирует ваше мышление.
Вы чувствуете блаженное погружение в завораживающее пламя свечи.
Вам становится лень думать.
Ваша внутренняя речь затихает, и вы с удовольствием погружаетесь в состояние умственного покоя.
Однако закрывать глаза не  стоит – иначе вы можете уснуть.
Постарайтесь побыть с открытыми глазами и сохранить ясность сознания.
Почувствуйте удовольствие от состояния безмыслия и постарайтесь запомнить все особенности этого состояния.

Значительнее эффективнее записать  на магнтофон текст, сказанный от первого лица. Например, вместо «расслабьте лоб, веки, нос, губы, подбородок» - «мои лоб, веки, нос, губы, подбородок глубоко расслаблены», вместо «вам приятно» - «мне приятно» и так далее.

 Приведенный комплекс упражнений  поможет  выработать необходимые навыки; постепенно эти упражнения дадут вам возможность погружаться  в состояние безмыслия и сформируют у вас умение контролировать это состояние.

Е. Е. Эти четыре упражнения помогут остановить ненужные, навязчивые мысли. Сжигая слово, на котором захлебнулась внутренняя наша речь, наш бесконечный, утомительный диалог с самим собой, мы как бы сжигаем эти ненужные мысли?

Б. Г. Да. Это же пламя свечи можно использовать в виде трубки для наших негативных мыслей: « В этом завораживающем пламени сжигаются все наши обиды, все наши переживания, все наши страхи, незаслуженно полученные грубости и грубости, нечаянно или по недомыслию сделанные нами».

Мысленно работая со свечой, можно немного и «похулиганить». Под самый конец мысленно подсыпьте в пламя свечи порошок бенгальских огней и насладитесь фейерверком от сгорания всего вашего негатива – это еще больше усилит пользу мысленного упражнения.

Е. Е.Мы все время говорили о том, что вредно «застревать» на плохих мыслях. А вредна ли «жвачка» хороших мыслей?

Б. Г. Все чрезмерное вредно. Излишнее пережевывание своего успеха мешает тем, что положительный момент затмевает неизбежно существующие сложности, восприятие действительности становится однобоким и не дает двигаться дальше. Великие люди никогда не застревали не только на своих неудачах, но и на своих успехах – у них на это просто не было времени, так как нужно было двигаться дальше, к следующим успехам. И еще не надо забывать, что все в мире преходяще.

Е. Е. Приведенные Вами упражнения разработаны психологами, психотерапевтами. Однако в разных религиях издавна существуют методы очищения психики человека, выработанные веками. Вы уже упомянули об огромном значении прощеного воскресения в православии. Я знаю, что Вы много изучали религии, философию Востока, а также психотехники, которые дарит нам Восток. Можно ли очищать сознание, приводить в порядок свои мысли с помощью мантр?

Б. Г. Конечно, можно, причем очень эффективно. Само слово «мантра» в переводе с санскрита означает освобождать ум (мана – ум, тра – освобождать или защищать).  Мантра – это слог, слово или стих, обладающие способностью воздействовать на сознание человека, гармонизирующие человека и приносящие ему духовное самосовершенствование. Мантра является звуком-символом, отобранным из наиболее эффективных для нашего сознания звуков. Мантры отобраны из очень многих фраз, из очень многих слов; они имеют глубокий внутренний смысл. Мантрические слова постепенно и мягко очистят ум от изматывающего внутреннего диалога, от мысленной жвачки, беспокойства и подарят спокойствие и умиротворение, укрепят здоровье и повысят выносливость.

Мантра характеризуется своеобразным произнесением звуков с использованием внутренних вибраций и одновременной концентрацией на различных частях тела, с помощью которой можно достигнуть громадного психофизиологического эффекта.

Надо сказать, что исцеляющий эффект православной молитвы также значительно усиливается при использовании глубокой концентрации во время молитвы, при произнесении слов молитвы с максимальным погружением в них.  Мантра это, по сути, та же молитва.

Уровень концентрации определяется общим психофизическим состоянием человека.

Е. Е. Не каждый человек может глубоко погрузиться в мантру?

Б. Г. Наверное, каждый человек, но не в любой момент времени. К глубокому погружению в мантру, так же как и в молитву, нужно быть готовым. До ушей Господа не дойдет молитва, если человек рассеян, не может сконцентрироваться.

Е. Е. Из Ваших слов я поняла, что мантры в нашем организме очищают то, на чем мы концентрируемся. Можно очистить и печень, и почки, и суставы с помощью мантр. Поскольку у нас сегодня беседа о нашем сознании, о наших мыслях, то какую мантру можно использовать для очищения наших мыслей, для избавления от негативных мыслей, мысленной жвачки?

Б. Г. Сразу должен сказать, что у каждого человека будут свои предпочтения в этом плане: и одни мантры ему будет проще произносить и легче достигнуть при них глубокой концентрации, чем при других. С моей точки зрения, чрезвычайно важно, как произносить мантры. Это даже важнее, чем какие именно мантры. Тем не менее, давайте остановимся на великом слоге «ОМ», так как это самая главная из мантр. На Востоке считают, что ОМ – основной звук, из которого произошли все прочие звуки и их обозначения – буквы. Мантра «ОМ» соотносится со словом «Аминь» в христианских богослужениях.

Итак, нужно наиболее удобно сесть, чтобы ничто не отвлекало вас от концентрации или, наоборот, релаксации. Неудобная поза может привести к тому, что мантра, что говорится, не пойдет, будет произноситься чисто формально. Для очищения мыслей наиболее эффективно будет вначале достичь состояния безмыслия с помощью одного из приведенных выше упражнений, затем следует сконцентрироваться на состоянии безмыслия, а затем начать произносить, или петь, мантру.

Е. Е. И как же произносить мантру «ОМ»?

Б. Г. Мантра «ОМ» и слово ом имеют мало общего. Мантра «ОМ» произносится как постепнное переливание из А, У в М: А-У-М. Концентрироваться при ее произнесении нужно на верхнем своде черепа. При разучивании мантры, по разному произнося А-У-М, нужно положить руку на верхний свод головы и, произнося мантру, добиваться наибольшего колебания в голове в области макушки (на ощупь рукой). Если вы ощущаете такую вибрацию, то это говорит о точном попадании. Тогда нужно запомнить это состояние и в следующий раз генерировать его. Это очень хорошо очисти ваши мысли, привнесет в них гармонию.

 

 

line decor
MSB-DESIGN - 2008
line decor