Header image
line decor
РОССИЙСКИЙ ФОНД ЭНИО-ТЕХНОЛОГИЙ |
line decor
 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ?

Борис Иосифович Голдовский  рассказывает о том, что такое правильное дыхание,  как ему научиться и как оно влияет на нашу жизнь. С  Б. И. Голдовским беседует журналист Елена Егорова.

Е. Е. Борис Иосифович, в свое время вы обучали правильному дыханию космонавтов в Звездном городке. В связи с этим особенно интересно было бы узнать о том, какое же дыхание, с вашей точки зрения, является правильным и, соответственно, способствует наилучшему здоровью. Из дыхательных методик наиболее известны методика волевой ликвидации глубокого дыхания по К. П. Бутейко и парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. Чем отличается и на чем базируется ваш подход к правильному дыханию?

Б. Г. Сразу же должен сказать, что и Александра Николаевна Стрельникова и Константин Павлович Бутейко сумели грамотно, вернее – виртуозно, эксплуатировать механику нашего дыхания. Каждый из этих специалистов высочайшего класса делал это по-своему. Крайне важно, что основная идея как парадоксального дыхания Стрельниковой, так и волевой задержки дыхания по Бутейко – это накопление углекислоты в крови, которая единственная позволяет эффективно использовать окислительные  возможности кислорода. То есть углекислота является тем катализатором окислительных процессов, которого так не хватает нашему организму. Дело в том, что обычно среднее содержание кислорода в крови человека составляет порядка 94–96 % от максимально растворимого в крови, однако, несмотря на такое высокое его содержание, у человека может быть кислородное голодание. Это происходит потому, что этот, уже имеющийся в крови кислород не может быть использован организмом без наличия катализатора окислительных процессов, которым является углекислота. Поэтому при дыхании более важно накопление не кислорода, а накопление прямо противоположного вещества – углекислоты. До определенных пределов это можно сделать с помощью любой дыхательной техники. Дыхательных техник существует громадное множество: человечество со времен своего зарождения их всегда использовало в оздоровительных практиках. Однако интересно, что уже  в йоге, где существуют методики как глубокого, так и поверхностного дыхания, всегда подразумевалась определенная мыслительная концентрация при дыхании.

Вспомнилась рекомендация, часто звучавшая во времена моей юности и заимствованная из И. Ильфа и Е. Петрова: дышите глубже – вы взволнованы. На самом деле при глубоком дыхании происходит гипервентиляция, то есть выдувается из крови как раз самое ценное – углекислый газ, который и дает углекислоту.

Е. Е. Таким образом, в данном случае вы не согласны с Остапом Бендером – в этом вопросе великий комбинатор ошибался?

Б. Г. Конечно, нужно поступать как раз наоборот. Если вы взволнованы, нужно затаить дыхание – и автоматически вместе с этим происходит успокоение мыслей. Совершенно несовместима возможность быть взволнованным со спокойным дыханием,  дыханием с задержкой, накапливающим углекислоту.

Е. Е. Наверное, если человек взволнован, целесообразно сосредоточиться на выдохе?

Б. Г. Да, конечно. Очень хорошо использовать арифметический счет, например, сосчитать до 21.  Интересно, что в старой немецкой армии (времен Первой мировой войны и ранее) никогда при нанесенном оскорблении нижестоящий чин не имел права жаловаться вышестоящему без определенной временной паузы. Потому что в состоянии аффекта, в состоянии нервного потрясения автоматически сразу же включается глубокое дыхание, происходит гипервентиляция, окислительные процессы замедляются – и человек становится неадекватен.  

Если вы услышали какую-либо неприятную или тяжелую для вас информацию, не стремитесь сразу же отреагировать, «отзеркалить» ее. Постарайтесь просто сосчитать до 21. Мозг при этом сам автоматически проиграет полученную информацию со всех сторон, но благодаря тому, что мозг будет работать в наиболее благоприятном для него по интенсивности режиме, в голову придет что-то ценное, полезное, появится так называемая светлая мысль.Постепенно, когда правильное дыхание войдет в привычку, вы перестанете автоматически «взрываться» при получении неприятной информации. Это будет или очень в малой степени, либо практически незаметно.

Е. Е. Вы сказали, что существует много дыхательных методик, которые направлены на то, чтобы увеличить количество углекислоты – катализатора окислительных процессов – в нашей крови. В чем изюминка вашей методики, которой вы обучали космонавтов?

Б. Г. С моей точки зрения, вначале человек должен овладеть такими важнейшими моментами физиологии организма, как глубочайшее расслабление. Расслабление на разных режимах организма. Во-первых, это телесное расслабление (достижение состояния мышечного нуля) – ведь хотим мы этого или не хотим, наше дыхание сопровождается мышечной активностью: грудная клетка расширяется при вдохе и сокращается, выбрасывая отработанный воздух. Это достаточно энергоемкий процесс, хотя зачастую мы ошибочно считаем, что на вдох – выдох энергия практически не тратится. Поэтому, высвобождая энергию с помощью релаксации – глубокого мышечного расслабления – мы уже получаем колоссальный источник энергии.

Во-вторых, важно овладение состоянием бесстрастия (эмоционального нуля). Чрезмерно эмоциональная реакция автоматически переводит нас на режим глубокого дыхания. Так, люди с тревожно-мнительной организацией нередко страдают головными болями, в частности мигренями, в том числе и из-за гипервентиляции легких, которая связана с их излишней эмоциональностью. Хочу подчеркнуть, что человек сам определяет, что для него серьезно, существенно. Тот, кто определяет, что для него всё существенно (этим он переводит свои проблемы в область сверхценного), просто разрушает свое здоровье, в том числе и через дыхание. Многие заболевания дыхательных путей связаны с невротическими состояниями, известна значительная связь между дыханием и психосоматическими заболеваниями. Тренировка состояния эмоционального нуля способствует улучшению качества дыхания, а это большая помощь всему организму в целом.

И, наконец, в-третьих, достижение состояния безмыслия, или интеллектуального нуля, освобождает наше дыхание и способствует включению и усилению иммунитета организма. Когда мы глубоко, напряженно думаем над какой-либо проблемой (как научной, так и бытовой), то говорим, что нам эта проблема «не дает покоя» - в результате начинаются процессы изменения дыхания и скатывания на неправильное дыхание. Тренировка дыхания всегда ведет к тренировке правильной обработки информации. Учителя давно обратили внимание на то, что дети с заболеваниями органов дыхания (в частности с аденоидами), как правило, отстают в школе – им трудно обрабатывать информацию.

Е. Е. То есть вы занятия по дыханию начинали с обучения достижению телесного нуля, затем эмоционального и, наконец, интеллектуального нуля?

Б. Г. Конечно. База та же. Методы, которые я даю, пожалуй, самые универсальные в природе.

Раньше абсолютный ноль считался чем-то чуть ли не унизительным. «Ну, знаешь, - презрительно говорили в школе – ты в химии абсолютный ноль!». (В этой фразе вместо химии можно было подставить название любого другого предмета). Считалось, что абсолютный ноль – это абсолютное незнание. В последнюю треть прошлого века и в начале этого века человечество существенно пересмотрело свои взгляды на ноль. Начнем с того, что абсолютный ноль абсолютно недостижим. Далее оказалось, что вакуум – максимально разреженное пространство, является мощнейшим источником энергии. Сегодня это настолько передовые взгляды, что появилось масса новых исследований на эту тему.  Даже появились изобретения, в которых из вакуума черпают громадную энергию.   В этой связи  и абсолютный ноль релаксации – состояние трех нулей – является источниками трех энергий:

  1. энергии, которая освобождается через мышечную релаксацию,
  2. энергии, которая освобождается через эмоциональную релаксацию
  3. и энергии, которая освобождается через психическую релаксацию.

 

Е. Е. Таким образом, достигая мышечного нуля, мы даем энергию своим мышцам. Достигая эмоционального нуля, мы даем энергию своей эмоциональной сфере. Достигая интеллектуального нуля, мы обогащаем энергией свой интеллект.

Б. Г. Совершенно верно. Состояние трех нулей дает максимальную энергию. Подобно тому, как мы черпаем энергию из космоса, мы можем черпать ее из состояния трех нулей.

Главная задача заключается в очень правильной, скрупулезно верной отработке методики достижения трех нулей. В этой методике, как и во всех системах, важны нюансы.

Мне приходилось беседовать с К. П. Бутейко о нюансах его дыхательной методики. Например, может быть неправильно понято, что значит волевая задержка углекислоты на паузе. Тогда можно, увеличивая паузу, добиться прямо противоположного результата – этот момент мы обсуждали с Бутейко.

Е. Е. То есть здесь тоже нужна мера.

Б. Г. Здесь очень важны детали. Необходима исключительная точность выполнения лечебного дыхания.

Почему во многих техниках на Востоке обязательно присутствует понятие Учителя. Учитель ведет тебя по знаниям, умениям, навыкам, он смотрит результаты, обращает твое внимание на то, что ты сам никак не можешь увидеть в силу своей ограниченности. Например, ты получил знания о том, что приятные новости нужно пропускать через сердце, через эмоциональную сферу, а неприятную – через голову, через разум. Но вот пришла дурная весть – и вся твоя ученость в этом вопросе мгновенно улетучилась.

Е. Е. В заключение беседы, какие рекомендации по вопросам дыхания вы дадите нашим читателям?
Б. Г. Несмотря на то, что дыхание зачастую кажется автоматическим процессом, рекомендую обратить внимание на эту сферу.

Важно время выдоха и пауза после него. Эта пауза связана с интегральным показателем здоровья. Спокойно сядьте, расслабьтесь, подышите несколько минут в обычном режиме. Затем сделайте медленный глубокий вдох и медленный полный выдох. Посмотрите на секундную стрелку и определите, сколько времени без чудовищного напряжения вы можете не вдыхать. Это время от полного выдоха до вдоха называется паузой. Если пауза больше 1 минуты – это очень хорошо, если меньше 10 секунд, то ваш организм требует серьезной дыхательной коррекции. В любом случае целесообразно постепенно увеличивать эту паузу. Использование психотехник по достижению мышечного, эмоционального и интеллектуального нулей, а также дыхательные тренировки позволят без напряжения постепенно наращивать эту паузу. С напряжением же можно наращивать паузу с помощью специальных приспособлений (тренажера Фролова, тренажера с вибрирующим шариком), которые можно купить в магазинах, торгующих товарами для здоровья. 

 

line decor
MSB-DESIGN - 2008
line decor