Header image
line decor
РОССИЙСКИЙ ФОНД ЭНИО-ТЕХНОЛОГИЙ |
line decor
 

 

 

 

Е. Е. Борис Иосифович, как Вы пришли к целительству? Какое образование Вы получили первоначально?

Б. Г. Вначале получил образование физика. Вырос я в семье ученого-изобретателя, инженера и педагога Иосифа Борисовича Голдовского. Среди изобретений отца - радиокомпас, которым пользовался Валерий Чкалов, а в годы Великой Отечественной войны, когда фашисты разбомбили передающую радиомачту «Коминтерн», благодаря одному из изобретений моего отца, Ленинград ни на минуту не замолкал. В атмосфере инженерных наук я, как и большинство детей, желая походить на отца, увлекся радиотехникой, физикой и собрал свой первый телевизор, естественно под руководством отца, в 1958 году, когда мне было десять лет.

Е. Е. Как и почему Вы заинтересовались медициной и психологией?

Б. Г. Здесь центральную роль сыграла моя двоюродная бабушка, тетя моей мамы, Мария Матвеевна Суслова, которая не одно десятилетие была главным психиатром Ленинграда. Мария Матвеевна была ученицей и соратницей академика И. П. Павлова, его Ученым секретарём и одна из первых в советское время начала заниматься лечением алкоголизма и наркомании с помощью гипноза. Я часто присутствовал на ее домашних лечебных сеансах, и в детстве на меня неизгладимое впечатление произвело то, как эта небольшая худенькая пожилая женщина легко «расправлялась» с огромными алкоголиками с помощью тихого слова. Однажды, когда я готовил уроки, именно она мне сказала, что у меня уникальные способности к концентрации и что я много добьюсь, если буду использовать приемы, которым она меня научит, - выражаясь современным языком, психотехники. Она также мне подарила книгу под названием «Техника врачебного гипноза». Автора этой книги Павла Игнатьевича Буля, тогда молодого аспиранта, а впоследствии профессора-психотерапевта, она хорошо знала лично. Может быть, потому что книжка была с картинками, она мне в мои девять лет очень понравилась, я быстро ее освоил и с отличием «сдал экзамен» по материалам этой книжки бабушке Марии Матвеевне. С тех пор психотерапия и различные психотехники являлись для меня интересным дополнением  абсолютно всего в моей жизни, главным все же была физика, после окончания Горного института - геофизика.

Затем меня увлекло и даже захватило изобретательство и, проходя курс развития творческого воображения, на занятиях по теории решения изобретательских задач, я впервые услышал имя Петра Григорьевича Зорина. Под его руководством я прошел два специальных курса, после которых понял, что для себя ничего интереснее, чем прикладная психология, вооруженная современными психотехниками, уже не найду в этой жизни. Был 1979 год.

После окончания аспирантской подготовки я получил диплом суггестолога-суггестопеда под номером 2 в тогда существовавшем Советском Союзе.

Е. Е. Термин «суггестология», насколько мне известно, происходит от английского слова «suggest» - предлагать, внушать - так ли это?

Б. Г. Совершенно верно. Суггестолог - это специалист по внушению, а суггестопедия - это область педагогики, основывающаяся на внушении.

Е. Е. Интересно, у кого дипломы суггестологов-суггестопедов под номерами 1 и 3?

Б. Г. Первый диплом - у А. В. Игнатенко, третий - у А. Украинцева.
 Далее началась моя суггестопедическая практика, она-то и свела меня с выдающимися людьми, такими как академик-астрофизик Николай Александрович Козырев и профессор-физик Илья Львович Герловин. У Н. А. Козырева я часто бывал дома, его заинтересовали мои экстрасенсорные способности, и он предлагал мне с помощью рамки (биолокационного эффекта) определять то, что он предсказывал теоретически как астрофизик. У нас с ним получались великолепные совпадения, которые чрезвычайно радовали Николая Александровича, а у меня укрепляли веру в свои силы.

Судьба бросала меня в океане жизни, диапазон выполняемых мною работ был очень широк: от консультирования в психиатрических клиниках до работы с космонавтами в Звездном городке. Широкую известность мне принесла работа в институте им. А. Л. Поленова, когда мне удалось включить мозг больного с полуторамесячной декортикацией (разрушением глубоких структур головного мозга).

Е. Е. Как и когда судьба свела Вас с Яковом Григорьевичем Гальпериным?

Б. Г. Это было в 1989 году. Я приехал в Москву в министерство здравоохранения тогда еще СССР с тем, чтобы доложить, что в Ленинграде открыт комплекс психического здоровья под моим руководством. Первый, с кем я познакомился в тот свой приезд, был Яков Григорьевич Гальперин, который отнесся ко мне по-отечески, поддержал мои начинания, а также дал чрезвычайно ценные советы как выдающийся психотерапевт. Далее он стал приглашать меня на все без исключения международные конгрессы по народной медицине. Вскоре нас и наши семьи связала близкая дружба. Моя жена, художница, сделала портрет Я. Г. Гальперина на его 75-летие, причем целебный портрет. Жена работает в интересной авторской технике, и ее картины обладают серьезным положительным воздействием, что даже для меня до сих пор является загадкой. Портрет Я. Г. Гальперина обладает положительным полем величиной 8,5 м.

Е. Е. Борис Иосифович, от чего зависит коэффициент полезного действия, КПД, жизни, которую мы живем (наверное, совпадение аббревиатуры этого понятия и  аббревиатуры названия Вашей кафедры - кафедра Культуры психической деятельности - не совсем случайно)?

Б. Г. Коэффициент полезного действия жизни, которую мы живем, зависит буквально от всего: от эмоций, чувств, способности к саморегуляции. Это интеграция всего вместе. Мы говорим о высоком коэффициенте полезного действия жизни человека в том случае, если он много успевает, может самовыразить себя на своем профессиональном поприще, еще важно суметь рано найти себя, свое предназначение.

Культура психической деятельности определяет высокий коэффициент полезного действия жизни человека. У меня разработана программа курса Культуры психической деятельности, состоящая из четырех частей, то есть из четырех курсов.

Е. Е. Охарактеризуйте, пожалуйста, хотя бы вкратце каждый из этих курсов.

Б. Г. Каждый курс выстроен у меня как интенсивный курс, так как целесообразно, с моей точки зрения, за короткое время дать яркую, запоминающуюся информацию, которая останется с человеком на долгие годы и будет помогать ему решать многочисленные проблемы его жизни.

Первый курс - это интенсивный курс культуры эмоций. В эмоциональном плане мы исключительно невежественны. Часто получается так, что эмоции, которые у нас на лице и на душе не соответствуют тем истинно эмоциям, которые происходят в человеке. Отсюда большое количество сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от которых в настоящее время стоит на первом месте. Эти заболевания зачастую связаны с нашими так называемыми эмоциями, однако на самом деле наши подлинные эмоции и то, что мы называем эмоциями - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Второй исключительно важный курс - это интенсивный курс культуры чувств. Чувственная сфера у большинства из нас находится в состоянии фригидности независимо от разделения по половому признаку. Мы чудовищно толстокожи и не умеем чувствовать то, на что нацелен наш организм, а он изначально нацелен на глубокие, яркие, положительные переживания.

Интенсивный курс функциональной саморегуляции является третьим в программе. Функциональная саморегуляция - это способность самому управлять действием своего организма, разумно подчиняя его тем целям и задачам, которые от организма требуются.

Последний, четвертый, курс представляет собой интеграцию первых трех курсов, но на более высокой ступени.

Вся программа культуры психической деятельности, все курсы вместе регламентируют когда, что  и как целесообразно для организма; что направлено на укрепление его здоровья, а что нет; когда необходимо остановиться и дать отдых организму.

Важно, что освоение этой программы дает возможность человеку рано найти себя, а это одна из проблем нашего времени. Вспомните историю: в Средние века, например, в шестнадцать лет люди были уже взрослыми и ответственными.

Е. Е. Но в сорок уже умирали.

Б. Г. Так надо сохранить все хорошее от той системы, прибавив все хорошее нынешней.
Главное, что эта программа, этот курс представляет собой именно систему, а не фрагменты, надерганные из различных практик от Тибета до Памира. Системный подход программы базируется на современной физиологии и психофизиологии. Увы, когда в начале 80-ых годов я предложил этот курс в Ленинградском университете, то с интересом был выслушан профессорско-преподавательским составом и услышал: «Да, это исключительно интересно, но, конечно, этим заниматься мы не будем». Это конечно подтолкнуло меня заниматься этими проблемами и дальше, видимо разбудив во мне детский негативизм. Далее с этой программой я работал более чем в двадцати странах мира.

Е. Е. Перечислите, пожалуйста, хотя бы некоторые из этих стран.

Б. Г.  Это Франция, Италия, Германия, Турция, Египет, Израиль, Мальта, Польша, Швейцария, Австрия, Чехия…

Е. Е. Вы говорили, что Ваш курс развивает эмоции, чувства, способность к саморегуляции. А развивает ли этот курс интеллект?

Б. Г. Вначале определимся, что такое интеллект. Есть бытовые определения интеллекта, есть научное определение, а есть правильное. Почему научное и правильное определения могут отличаться, понятно, так как наука - это динамичный процесс.

Е. Е. Какое сейчас (на данный момент), с Вашей точки зрения, правильное понятие об эмоциях и интеллекте?

Б. Г. Моя точка зрения и мои курсы базируются на системе, разработанной Г. Гурджиевым и далее расширенной его учеником П. Успенским. Согласно этой системе в каждом человеке существуют три обязательных центра. Первый из них - инстинктивный центр, объединяющий в себе те функции человека, которые даны ему от природы. Так, мы инстинктивно дышим, если становится душно, мы начинаем автоматически, не задумываясь, дышать чаще. Второй центр - двигательный, в нем фиксируются все приобретенные в жизни навыки, он включает в себя любую выученную человеком функцию: умение ходить, слушать, играть на музыкальном инструменте, кататься на велосипеде и так далее. Эти навыки не забудутся и через пятьдесят лет. В народе есть поговорка: «Профессионализм не пропьешь». Это верно только в том плане, что заученное уже останется заученным, на самом деле пропить, к сожалению, можно все и тому есть много подтверждений. Наконец, третий центр - центр интеллектуальный, содержащий запись этических оценок; в нем у нас записано: да - нет, хорошо - плохо, от чего будет хорошо, а от чего плохо.Например, много читать - хорошо, замерзнуть и простыть - плохо. Перечисленные три центра, как я уже говорил, есть у каждого человека; они по-разному развиты у различных людей, но они есть.

Далее идут центры, которые у человека могут и не быть, но они даны природой, и на первом месте из них - эмоциональный (он четвертый после инстинктивного, двигательного и интеллектуального и первый среди тех, которые не обязательно присутствуют у всех людей). Эмоция - это то, что не имеет отрицательной части. То, что мы нередко называем отрицательными эмоциями, есть не эмоции, а отождествление себя с нежелательной ситуацией, чего не следует допускать, если вы хотите быть здоровым  и счастливым.

Определенный тренинг автоматически приводит человека к яркому эмоциональному ясновидению, для раскрытия же ответственного за это центра достаточно в среднем месяц не отождествлять себя с отрицательными переживаниями или, на бытовом языке, с отрицательными эмоциями. Следует искренне радоваться любой приятной для вас положительной информации, искренне переживать положительную часть эмоции. Получив же отрицательную информацию, ни в коем случае не следует отождествляться с ней. По возможности стоит ограждать себя от разрушающей наше здоровье негативной информации, стоит меньше смотреть телевизор, те передачи, где кошмар следует за кошмаром. На нетренированный и неподготовленный организм такие передачи действуют разрушительно, да и мне, хотя у меня организм и подготовленный, и тренированный такие передачи неприятно смотреть и слушать.

Е. Е. Какие еще центры, помимо трех обязательных, могут быть у человека согласно теории Г. Гурджиева и П. Успенского, на которой Вы основываетесь?

Б. Г. Всего, по Г. Гурджиеву, существует семь центров. Еще не был назван сексуальный центр, который, к сожалению, у большинства людей не развит, а его развитие приводит к освобождению колоссального количества энергии. Следующие два центра - высший эмоциональный и высший интеллектуальный - имеются лишь у личностей масштаба Иисуса Христа.

Е. Е. А что Вы посоветуете нам, простым смертным, чтобы стать психически культурнее?

Б. Г. Посоветую учиться расслабляться; глубоко, максимально расслабляться. Конечно, я имею в виду не расслабление с помощью спиртного, а глубокое мышечное расслабление, являющееся основой любого тренинга.

 

line decor
MSB-DESIGN - 2008
line decor

 

SpyLOG