Header image
line decor
РОССИЙСКИЙ ФОНД ЭНИО-ТЕХНОЛОГИЙ |
line decor
 

 

 

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ и тех, кто собирается им стать

Психология является квинтэссенцией науки управления – так считает заведующий кафедрой Культуры психической деятельности межрегионального Института экспериментальной и прикладной психологии Борис Голдовский. Об интересных психологических особенностях управления, о важности психологических тренингов для тех, кто руководит людьми, с Б. Голдовским беседует журналист Елена Егорова.

Е. Е. Борис Иосифович, что главное следует знать каждому руководителю о психологии?

Б. Г. Хочу начать с того, что знание психологии нужно всем – и руководителям, и подчиненным; тем более что руководителей в чистом виде в природе просто не встречается – ведь все мы в этой жизни кем-то руководим (хотя бы самим собой) и  кому-то подчиняемся. Все мы и руководители, и руководимые одновременно. Считаю, что понимание руководителем того, что он одновременно и руководимый уже необычайно многое ему даст.

Е. Е. Предположим, в данный момент человек является руководителем подчиненного ему коллектива. Что, с точки зрения психологии, выходит на первый план в этом случае?

Б. Г. В этом случае на первый план выходит психология межличностных отношений.  Чрезвычайно важно понять ту систему, в  которой человек выступает в роли руководителя. В данном случае, я имею в виду не социальную систему, хотя и ее, безусловно, необходимо учитывать (ведь забвение любого фактора, любого элемента неминуемо скажется на качестве управления). Однако сейчас остановлюсь на таких параметрах, как место, время и обстоятельства. Важно, где происходит ваш разговор с подчиненным: в кабинете или на природе. Ведь на природе, на пикнике совсем другая психология:  вы можете говорить с теми же людьми,  но у разговора будет  иной психологический фон, нежели у вас в кабинете или в офисе. Аналогично,  психология человека утром отличается от его же психологии вечером или ночью и поэтому то, что эффективно в утренние часы, может быть неэффективным и даже неуместным вечером. И, наконец, необходимо учитывать обстоятельства. Необходимо учитывать с чем, с какими событиями связана эта беседа, причем следует помнить, что общегосударственные события накладывают отпечаток на всю нашу жизнь. Естественно, очень важно учесть обстоятельства в вашей фирме или на производстве, а также семейные и личные обстоятельства собеседников, как руководителя, так и подчиненного.

Е. Е. Каждому руководителю важно иметь возможность прогнозировать конечный результат, например, решит ли данный человек поставленную задачу, выполнит ли поручение или нет. Как психологические знания могут помочь в таком прогнозировании?

Б. Г. На то, будет ли решена данным сотрудником поставленная перед ним задача, на  конечный результат, влияет множество самых различных факторов, одним из ведущих среди них является профессиональная подготовленность подчиненного, его знания и умения. Немаловажен тот факт, приятно ли вам работать с данным сотрудником – из тех, кто по своим профессиональным качествам может справиться с работой, всегда надо выбирать наиболее приятного вам в общении. А для окраски взаимоотношений чрезвычайно важно соотношение энергетик подчиненного и руководителя. На этом остановлюсь подробнее. Если человек не обладает способностью или навыками определять уровни энергетики людей, то можно  определить энергетическое взаимодействие людей косвенно по определенным признакам. При взаимодействии людей, как в сообщающихся сосудах, происходит перекачка энергии от более полного «сосуда» к менее полному  и, соответственно, энергетический уровень более полного «сосуда» падает, а уровень менее полного -  возрастает. На этот процесс накладывается та энергетика, которая имеется у человека в данный момент: она может быть в норме, повышена или понижена.

Приведу несколько примеров. При встрече двух людей, у которых энергетика в норме, не происходит перераспределения энергии и имеет место конструктивный обмен мнениями. Теперь рассмотрим встречу гиперэнергетика (пусть это будет руководитель) и его подчиненного с пониженной энергетикой. Человек с повышенной, по сравнению с нормой, энергетикой имеет наполненный апоплексичный вид, красные лицо и руки. Гипоэнергетичный подчиненный, напротив, флегматичен, медлителен, бледен. Предположим, подчиненный говорит, что не может выполнить задание к указанному сроку, начальник сразу «взрывается» и активно распекает подчиненного. Как каждый из них расценит состоявшийся разговор? Руководитель, которому удалось в результате общения сбросить лишнюю, избыточную энергию, подумает о подчиненном: «Пожалуй, он внимательный, вдумчивый, добросовестный и правдивый человек». Подчиненный, который получил взбучку, но одновременно и подпитал свою сниженную энергетику, подумает о своем начальнике, что тот энергичный, четкий, конкретный и быстрый.

В случае общения руководителя, у которого энергетика в норме, с тем же гипоэнергетичным подчиненным мнения общающихся  будут таковы: подчиненный также будет воспринимать руководителя как энергичного и четкого человека (правда, несколько менее восторженно, чем в предыдущем случае), а вот руководитель будет считать подчиненного занудой и тупицей, сочтет, что такой сотрудник просто «выжимает» его, хотя реально дело тут просто в соотношении их энергетик.

При общении максимальная перекачка энергии от одного человека к другому происходит, когда у одного из них энергетика повышена, а у другого – понижена. Течение жидкости в сообщающихся сосудах возможно только при разности уровней этих сосудов и зависит от величины этой разности. Высоко или низко подняты эти сосуды неважно  - движение жидкости определяет только величина разницы уровней. Аналогичное явление происходит с энергетикой людей при общении.

Е. Е. А какое впечатление произведут друг на друга руководитель со сниженной в данный момент  энергетикой (например, утомленный многолетней руководящей работой) и подчиненный с избыточной энергетикой?

Б. Г. Подчиненный составит о начальнике мнение как о приятном руководителе, тщательно все обдумывающем, прежде чем давать указания, как о вежливом и тактичном человеке, не злоупотребляющем своим положением. Руководитель сочтет сотрудника исполнительным, энергичным, быстрым, глобально мыслящим и мгновенно решающим проблемы.

Е. Е. Но ведь человек, с которым легко работать, и хороший подчиненный – это не одно и то же. Какого же определение, с вашей точки зрения, хорошего подчиненного?

Б. Г. Хороший подчиненный – это тот, который хорошо справляется со своей функцией. Идеальный же подчиненный – это тот, которого для вас нет, а вся его работа выполняется. Но идеальных подчиненных, как и идеального газа или идеальной поверхности (вспомним физику) вообще не существует.

Е. Е. Получается, что личность в качестве подчиненного – это плохо?

Б. Г. Нет, напротив, иметь личность в качестве подчиненного хорошо, однако за все надо платить. Управлять личностью гораздо сложнее, но и отдача от такого сотрудника будет чрезвычайно высока. Например, управлять легче «Запорожцем», чем «Боингом», но и возможности у «Боинга» несравненно больше.

Е. Е. Насколько целесообразно руководителю или человеку, готовящемуся им стать, участвовать в психологических тренингах и в каких именно?

Б. Г. Чрезвычайно целесообразно. Причем считаю, что следует владеть различными способами тренинга. Ведь психология – это такая область знаний и практических навыков, которые помогают решать любые задачи, тем более задачи руководства людьми.
Ошибки руководителя могут повлечь за собой очень тяжелые последствия, как для множества его подчиненных, так и для самого руководителя. Не зря в последние годы я занимаюсь, главным образом, консалтингом в принятии ответственных решений. А самые ответственные решения принимают, естественно, руководители.

Е. Е. Трудно объять всё и все многочисленные тренинги. С чего Вы посоветуете начать тому, кто хочет психологически грамотно руководить людьми?

Б. Г. С умения расслабляться. Грамотно руководить и вообще работать (под этим я понимаю – думать, заниматься различными исследованиями, решать любые практические проблемы) можно только умея полноценно расслабляться. Начните с того, что научитесь достигать состояния телесного, или мышечного, покоя, чему я учил читателей газеты «Целитель плюс» (№№ 22 – 24 за 2002 год), затем переходите к освоению состояний бесстрастия и безмыслия («Целитель плюс» №№ 1, 3, 4, 7, 8 за 2003 год). Эти состояния помогут вам принимать правильные решения, более того, получать их свыше.

Е. Е. Какие вопросы следует задать себе перед погружением в состояние трех нулей для наиболее эффективного решения стоящих проблем?

Б. Г. Все зависит от того, какую задачу вы хотите решить. Например, целесообразно или нецелесообразно решать ту или иную задачу, все ли вы учли для ее решения, состоится ли встреча с деловыми партнерами и т. п. Вопросов может быть множество, и все их предугадать невозможно. Однако перед погружением в состояние «трех нулей» задать своему подсознанию интересующие вас вопросы вполне разумно, так как этим вы зададите подсознанию направление, в котором ему следует работать, вектор актуальных для вас проблем.

Е. Е. Иногда психологи советуют перед сном задавать себе актуальные вопросы. Тогда, как они считают, человеку может присниться ответ на них. Так ли это?

Б. Г. Это, действительно, так. Ведь во сне мы расслабляемся – иначе мы не могли бы уснуть. Однако всегда лучше управлять процессом, чем пускать его на самотек. Ответ на вопрос можно получить и во сне, и в состоянии экстаза. Но, с моей точки зрения, состояние «трех нулей»  более эффективно, потому что оно находится под вашим контролем. И еще. Во сне ответ на вопрос может присниться, а может и не присниться; возможно, что под бременем проблем вам вообще не удастся уснуть. В состоянии же мышечного, эмоционального и интеллектуального нуля наиболее вероятность найти решение проблемы наиболее высока.
 И еще. Состояние, которое приводится в описанных мною тренингах, исключительно важно для развития абсолютно всех творческих потенций человека в любых сферах его деятельности, в том числе и в деятельности руководства людьми. Человек буквально на глазах за короткое время становится незаурядным.

Е. Е. Один человек с легкостью выполняет роль руководителя, интуитивно чувствуя особенности коллектива, для другого  руководство людьми – тяжелая обуза. Какими чертами, с Вашей точки зрения, обязательно должен обладать хороший руководитель?

Б. Г. Руководитель должен быть внимательным к реакциям коллектива на его идеи, поступки. Обладать хорошей памятью – ведь руководителю необходимо отслеживать реакции подчиненных на его задания. Внимательность вкупе с хорошей памятью есть наблюдательность. Таким образом, наблюдательность – одна из главных черт, присущих хорошему руководителю. Далее руководителю необходимо уметь анализировать свои наблюдения и делать адекватные выводы, а в случае необходимости – находить новые пути, познавать новое, не боясь учиться в любом возрасте. И, конечно, необходимо быть творческим человеком в плане руководства, так как там, где гаснет творчество, начинаются проблемы. Поэтому считаю, что в науке руководить людьми и обстоятельствами важно овладеть не только принципами общей психологии, но и такой областью этой науки, как психология творческого мышления.

Е. Е. Борис Иосифович, спасибо за интересную беседу. В заключение хотелось бы узнать, что вы пожелаете нашим читателям?

Б. Г. Хочу пожелать читателям научиться определять прогноз того или иного дела, тех или иных отношений, не исходя из логики, которая может подвести, не исходя из аналогии, которая тоже может подвести (не зря ее называют «хромой королевой»), а исходя из внутренних, интуитивных представлений и знаний. Для этого задавайте много раз себе вопрос о целесообразности того или иного действия, решения, вывода, несмотря даже на очевидность ответа, и прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Людей с отточенной тренированной интуицией будет выделять значительное преобладание точных попаданий, верных решений и целесообразных поступков, даже если окружающим они вначале кажутся нелепыми.

 

 

 

line decor
MSB-DESIGN - 2008
line decor

SpyLOG